Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

дэн си-цзы

Энциклопедический словарь

ДЭН СИ-ЦЗЫ - ДЭН СИ-ЦЗЫ, китайский философский трактат, традиционно считающийся одним из основополагающих сочинений древнекитайской «школы имен» (мин цзя), синтезирующей понятия легизма и даосизма (см. ДАО) . Приписывается Дэн Си (6 в. до н. э.), но современная редакция составлена не ранее 5 в. н. э.

Энциклопедия Кольера

Философский трактат, традиционно считающийся одним из основополагающих сочинений древнекитайской "школы имен" (мин цзя). Приписывается мыслителю-"диалектику" (бянь1), правоведу и государственному деятелю Дэн Си (6 в. до н.э.). Дэн Си-цзы мог быть создан в 6-3 вв. до н.э., определенно существовал на рубеже н.э. - зафиксирован Лю Сяном, а также Бань Гу в библиографическом разделе Хань шу, но, по мнению некоторых специалистов, его современный текст представляет собой более позднюю (вплоть до 5 в.) компиляцию или подделку под старину. В основе афористичного и парадоксального Дэн Си-цзы - синтез положений даосизма и легизма. Используя простейшие логико-грамматические приемы ("искусство высказываний" - янь чжи шу, "учение о двояких возможностях", т.е. дихотомических альтернативах, - лян кэ шо), Дэн Си излагал учение о государственной власти как единоначальном осуществлении правителем посредством законов (фа1) правильного соответствия между "именами" и "реалиями". С помощью даосской антиномии взаимопорождения противоположностей в Дэн Си-цзы доказывалась возможность сверхчувственного восприятия, сверхразумного познания ("видеть не глазами", "слышать не ушами", "постигать не разумом") и осуществления вездесущего дао посредством "недеяния"

(у вэй1, см. ВЭЙ-ДЕЯНИЕ).

Последнее подразумевает три сверхличностных "искусства" (шу2) - "видение глазами Поднебесной", "слушание ушами Поднебесной", "рассуждение разумом Поднебесной", - которыми должен владеть правитель. Подобно Небу (тянь), он не может быть "великодушен" (хоу) к людям: Небо допускает стихийные бедствия, правитель не обходится без применения наказаний. Ему надлежит быть "безмятежным" (цзи4) и "замкнутым в себе" ("сокрытым" - цан), но одновременно "авторитетно-самовластным" (вэй2) и "просветленным"(мин3) относительно законосообразного соответствия "имен" и "реалий".

ЛИТЕРАТУРА

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998

Полезные сервисы